Подпишись на обновления, получай новые статьи на почту:

Авторство Google+ Зоя Белоусова

postheadericon Познавательное развитие ребенка

В каждом возрасте у детей свои потребности в познании. Самые любопытные и жаждущие получить ответы на свои вопросы дети в возрасте 3-5 лет. Вся информация, полученная в этот период времени, превращается в знания, а в будущем в личный опыт. Познавательное развитие ребенка основано на получении информации и на отношении к ней самого малыша.

С самого рождения дети знакомятся со звуками и светом, теплом и холодом. В год малыш уже знает много об окружающем мире, о себе. У него зарождается мышление и формируется интеллект. После двух лет дети прекрасно умеют пользоваться зрением и слухом, а осязание уходит на второй план.

 

Речь значительно расширяет кругозор, подогревает интерес к окружающему миру. Дети после двух лет интересуются всем, что происходит в природе и в жизни человека, а не только тем, что существует рядом вокруг них.

 

Молодые родители должны в игре и во время увлекательных занятий давать дошкольникам новые знания, закреплять уже изученное и многократно повторять известный материал. Познавательное развитие ребенка не требует специальных знаний или времени для занятий. Обучать детей можно в транспорте во время поездки, в поликлинике, сидя в очереди, на прогулке, в квартире.

 

Например, по дороге в детсад можно поговорить о транспорте (автобус, трамвай, легковая машина, микроавтобус), понаблюдать за предметами одного цвета (зеленые листья на дереве, зеленый огурец, лягушка). Опытным путем изучить разные свойства одного предмета (вода в лужах, в виде дождя, в кране, в бутылке, в куске льда или в виде пара кипящего чайника).

 

Мы с внуком изучали свойства воды, пока готовился обед. На кухне за столом расставили несколько емкостей с водой из крана. В одну из них Витюшка насыпал соль, в другую сахар, в третью – добавил несколько зернышек перца, в четвертую – я капнула уксусную эссенцию. Лучше воспользоваться лимонной кислотой, но у нас, ее не оказалось в тот момент.

 

Вначале попробовали на вкус простую воду. На личном опыте внук убедился, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха. Потом мы изучали, как меняется ее вкус, в зависимости от добавок. В холодильнике я показала внуку кусочки льда. Я рассказала о том, что вода бывает в природе в разных состояниях. Когда закипал чайник, мы понаблюдали за образованием пара.

 

Познавательное развитие дошкольников не нуждается в подготовке инструментов для опытов, но требует знаний родителей, хотя бы на уровне школьной программы, чтобы доступно объяснить детям о различных явлениях. Дети в возрасте около 4х лет уже улавливают связи между явлениями природы и предметами быта.

 

Знакомясь с явлениями диффузии в жидкости, я показывала внуку, как растворяется пакетик с чаем в горячей воде. Как постепенно окрашивается вода, если в нее бросить землю, кофе, пищевую краску. Те же баночки из-под йогуртов прекрасно справились с задачей, их мы использовали для проведения экспериментов. И на личном опыте убедились, что вода может быть чистой и грязной, горячей и холодной, окрашиваться в разные цвета.

 

Наблюдали, как тает лед при комнатной температуре и превращается в жидкую воду. Я рассказала ребенку, что вода хорошо проводит электричество и поэтому надо быть осторожным с чайником. Что нельзя никогда пробовать пальцем воду в чайнике, когда он включен, чтобы не ударило током. Что опасно мокрыми руками включать электроприборы.

 

Познавательное развитие ребенка формирует у него практические навыки, умения, которые пригодятся в повседневной жизни. Для маленьких детей важна не сама информация, а отношение к ней. Поэтому, если они не желают заниматься, что-то узнавать новое, настаивать не надо, толку не будет. Только положительный настрой к занятиям закрепит полученные знания и позволит в будущем их применять в жизни.

 

С электричеством мы знакомились с помощью расчески, шерстяного свитера и кусочков бумаги. Помните лабораторные опыты из школы, когда бумага притягивалась к наэлектризованной расческе?

Витя старательно сам нарезал мелко бумагу.

BELZO.RU

Я использовала деревянную, пластмассовую и металлическую расчески, которые старательно натирал ребенок о мой свитер и с увлечением, по несколько раз, притягивал мелкие кусочки бумаги расческами. Больше всего ему понравилось играть с пластмассовой расческой. Так он, надеюсь, запомнит, что электричество лучше всех проводит металл. А дерево и резина проводят ток плохо, поэтому используются в качестве защитных средств.

 

Внук так увлекся этой новой для него игрой, что стал пытаться натирать расческу об полотенце, о шерстяной настенный ковер. Кстати, в последнем случае эффект был впечатляющий, что вызвало у него море восторга! Эта его самодеятельность можно расценить как развитие познавательной активности.

BELZO.RU

Вечером он показывал все это деду, а потом они оба натирали расческу и подносили ее к волосам. Волосы поднимались вверх, и это придавало ему такую радость, словно он нашел новую игрушку.

 

У вас статья вызвала интерес? Поделитесь с друзьями.
Приглашаю к общению

Похожие статьи:

  1. Развитие детей дошкольного возраста
  2. Уроки рисования – баловство или развитие
  3. Рисование для дошкольников
  4. Рисование для детей – удивление или восторг

20 комментариев к записи “Познавательное развитие ребенка”

  • Для нас, взрослых, эти явления привычны и знакомы. А у малыша вызывают огромный восторг! Спасибо за такие отличные идеи!

  • Наталья, пожалуйста. Вы спрашивали Людмилу про прыгающие яйца.Это описано у нее на сайте в статье Интересные эксперименты для детей в рубрике Ранее развитие.

  • Очень понравились Ваши опыты с электричеством, нужно будет показать дочурке.
    А у нас трехлетнюю Олесю стали интересовать нематерилаьные вопросы:
    А как возникла Земля?
    А почему люди стареют?
    А зачем Бог создал пираний?
    На такие глубокие вопросы, я даже затрудняюсь сразу найти ответ.

  • Людмила, все хотят знать как возникла Земля, только вот точно как это произошло, увы никто не знает.Попробуйте рассказать о создании вначале суши и океанов, о том, как зародилась жизнь в воде, а потом вышла на сушу(лягушка и крокодилы тому пример сегодня), стали появляться растения, потом птицы и животные.
    Что касается старения людей, так этот процесс начинается с 2х лет. До этого возраста идет процесс образования клеток организма, а после двух лет присоединяется еще процесс замещения отмерших клеток на молодые. Так начинает постепенно стареть человек.
    Ну и вопросы задает ваша дочка!

  • Спасибо, Зоя! Вы подсказали мне новые темы для развития дочки. Спасибо большое!

  • Людмила, пожалуйста.

  • А моим любимым «электрическим» экспериментом в детстве были мамины янтарные бусы!

  • А что вы делали с бусами? Я помню, как в школьном возрасте мы добывали искры огня из камня.Чиркали камень о камень быстро.

  • Очень интересные идеи! Вот так, в бытовом общении и развивается ребенок. Если, конечно, взрослые дают возможность и предлагают различные проблемные ситуации.

  • Татьяна,так малышей и надо развивать между прочим, в повседневных ситуациях. Специальные занятия по 5-10 минут в день дают малый эффект, да и у мамы нет таких знаний.

  • М-да! Просто и сказать нечего – до чего же правильно поставлено воспитание в Вашей семье!
    Потому что главное – общение с ребёнком обо всём, что попадается на глаза с параллельным выяснением всевозможных свойств этих предметов.
    Ну и, понятное дело, попутные ответы ребёнку на возникающие вопросы.
    Во Франции была такая школа, в которой даже не было специальной, разработанной взрослыми программы, а всю программу строили сами дети своими вопросами, идя от более общих (иногда глобальных) к более узким, частным.
    Так постепенно охватывались и рассматривались фактически все области жизнеустройства.
    Зоя, Вам сто плюсов!!!

  • Ирина, внуки часто задают вопросы. Иногда такие, что просто ставят в тупик. :-O
    Вот и стараешься рассказывать им о многих вещах, что нас окружают своими словами. Да это и взрослым полезно, вспоминаешь то, что в школе учил или ищешь информацию в книгах или в интернете.
    С детьми всегда интересно. (I) Они держат тебя всегда в тонусе, и некогда в ними стареть и жалеть себя.

  • Это точно, дети не дают стареть и киснуть.
    ДеТство и деДство отличаются только одной буквой!

  • Мы так привыкли к воде,что даже и не задумываемся о том,что игры и опыты с ней могут быть интересны малышам. Я недавно купалась в ванной и с огромным восторгом наблюдала, как выпрыгивает из воды опущенная на дно пластиковая бутылка. Вроде бы взрослая тетя, а все еще удивляюсь.
    Галина рекомендует Игры со льдом для маленьких ученых My Profile

  • Детям все интересно узнавать. Ведь мир вокруг для них еще загадка. Как и для взрослых, довольно часто. Вы же знаете про законы физики по выталкиванию тела из воды, а все равно удивляетесь и радуетесь.

    И это чудесно!С такой мамой самое простое дело в водой будет как сказка. (F)

  • До расчески мы не добрались, но воздушные шары с помощью статического электричества охотно вешали на потолок.

  • Сколько еще опытов можно придумать со статическим электричеством и показывать их детям! (Y) Все еще впереди у вас, главное не теряйте любознательночть сами, тогда и детей научите.

  • Наталья:

    для того,чтобы что-то показать ребенку нужно владеть информацией(хорошо когда под руку вовремя попадаются путевые книги)а просто мимоходом,да и еще в условиях нехватки времени,я ничего придумать не могу (может фантазии не хватает?)

  • Наталья, сейчас в интернете много идей найти, особенно в инстаграмме.

Оставить комментарий

Отметь галочкой и оставь ссылку на свою интересную статью

65 Запросов за 0.643 cекунд.